Консультация для родителей

Консультация для родителей


Тема «Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения»

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать свою деятельность. Однако насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Воспитание детей в семье и воспитание в детском дошкольном учреждении – это единый неразрывный процесс. Ни детский сад без семьи, ни семья без детского сада не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Только вместе с родителями. Общими усилиями можно добиться того, чтобы ребёнок раскрыл свои способности.

Зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения.

Основную роль в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов играет зрение. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению.
Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика. Гимнастика для глаз показана всем, кто страдает глазной патологией, испытывает зрительное напряжение, а также для профилактики расстройств при нагрузке на глаза. Гимнастика восстанавливает зрение при зрительном утомлении. 
Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. 
При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила: 
Всегда снимать очки.
Фиксировать положение головы.
Начинать упражнения надо с простых движений, увеличивая их сложность. 
После выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать. Важно проводить гимнастику в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями. В общей сложности зрительная гимнастика проводится до 6 раз в день во всех возрастных группах. 
Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой родителя и окружающей обстановкой.
Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные зрительные настенные или потолочные тренажеры, сигнальные метки. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, игрушек.  
Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определённым дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях комнаты.  

Условия проведения зрительной гимнастики
1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой) - это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз. 
2. Соблюдать длительность проведения гимнастики 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день. 
3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия. 
4. Возможно сочетание зрительной гимнастики с физкультурными упражнениями, при этом допустимы повороты головы в соответствии с упражнениями. 
У детей дошкольного возраста мышление наглядно-образное, детям сложно выполнять некоторые виды зрительной гимнастики, такие как «вращение глаз», « повороты глаз», не имея перед глазами зрительной опоры. 
Для облегчения выполнения упражнений зрительной гимнастики, можно использовать «волшебную палочку с огоньком», указку для зрительной гимнастики, на конце которой прикрепляется картинка.
Для упражнений, где необходимо следить за пальцем руки, можно использовать пальчиковый кукольный театр, или специально сделанные, изображения героев сказок, которые можно надеть на палец. Эти приёмы помогут детям с интересом выполнять однообразные упражнения, направленные на развитие зрительного анализатора. 

1. Зрительная гимнастика в стихах по словесным указаниям
Раз - налево, два – направо
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируем мышцы глаз.
Видеть будем скоро лучше,
Убедитесь вы сейчас.
А теперь нажмём немного
Точки возле наших глаз.
Сил дадим им много – много,
Чтоб усилить в тыщу раз (поморгать)
2. Следим за пальцем руки:
«По прямой дорожке – палка,
По кривой дорожке – галка.
По наклонной – едут сани,
По волнистой – кот с усами».
3. У детей в руках игрушка. Упражнение «Вверх - вниз»:
Вверх игрушку поднимаем
Вниз тихонько опускаем.
Раз – вперёд,
Два – назад
Очень я игрушке рад.
В руку правую возьмём
И в сторонку отведём.
В руку левую возьмём,
Влево  руку отведём.
И опять к себе прижмём.
Быстро, быстро поморгай,
Отдых глазкам своим дай.
4. Настенные ориентиры (звёзды)
«Дети звёзды  увидали,                 смотрят вверх
Дружно глазки вверх подняли.
Звёзды  вправо полетели,            смотрят на звёзды справа      
Глазки вправо посмотрели.
Звёзды влево полетели,              смотрят на звёзды слева              
Глазки влево посмотрели.
А одна звезда упала,  
И под ноги нам попала.               смотрят вниз

Пальчиковая гимнастика.
В. А. Сухомлинский писал «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче жизнь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». Нельзя не согласиться с этим высказыванием.
Давно установлено, что уровень развития речи ребенка напрямую зависит от того, насколько развита его мелкая моторика (движения пальцев рук). Почему? В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.  И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируются и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, а так же мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Кроме того, мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, наблюдательность, координация, зрительная и двигательная память, воображение, так как пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему.
А у слабовидящих детей осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет ребенку познать признаки и свойства окружающего мира.
Поэтому развитию мелкой моторики уделяется в детском саду большое внимание. Одним из методов развития мелкой моторики являются пальчиковые игры и упражнения.

Примеры упражнений:
1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь-вместе).
2. Ладошка-кулачок-ребро (на счет "раз-два-три").
3. Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.).
4. Человечек (указательный и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу).
5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
6. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
7. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
8. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
9. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, мизинец, большой и безымянный пальцы соединить).
10. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).
11. Лиса и заяц (лиса "крадется"- все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - быстро пальцы движутся назад.)
12. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
13. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной и помахать пальцами, плотно сжатыми вместе).
14. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).
15. Флажок (большой палец вытянут вверх, остальные соединить вместе).
16. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
17. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
18. Цветок (то же, что и в предыдущем упражнении, но пальцы разъединены).
19. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).
20. Пчела (указательным пальцем правой, а затем левой руки вращать вокруг).
21. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
22. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка покачивать ими).
Пальчиковые игры хорошо сопровождать стихами. Проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной, хорошо развивает слуховое внимание.
Козочка.
- Шел старик дорогою 
идти пальчиками по столу
- Нашел козу безрогую.
показать пальчиками рога
- Давай, коза, попрыгаем, 
постучать пальчиками по столу
 - Ножками подрыгаем.
- А коза бодается, 
снова показать рога
 - А старик ругается.
погрозить пальчиком
 Киска.
- Киска ниточки мотала 
вращать руками, как бы наматывая нить на клубок
- И клубочки продавала.
вытянуть обе ладони вперед
 - Сколько стоит?
- Три рубля. Покупайте у меня! 
показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони.

Лошадка.
 - Одной рукой я травку рву,
выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками
 - Другой рукой я тоже рву.
- Я травкой накормлю коня.
вытянуть руки вперед
- Вот сколько пальцев у меня!
и повернуть ладонями вверх.
Ой, ладушки.
- Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки!
- На окно поставим, остывать заставим.
- А остынут – поедим и воробушкам дадим.
Помощник.
- Топором дрова колю 
имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз
 - А потом пилой пилю.
имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад
 - Отнесу их бабушке,
показать ладоши
- Чтоб испечь оладушки.
похлопать ладонями друг о друга.



Консультация на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащения речи ребенка.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, сказок. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений.
Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположения слов (скороговорки, потешки). Народные сказки дают образцы ритмичной речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка.
Малыши легко и быстро запоминают такие образы, как петушок – золотой гребешок, козлятушки – ребятушки, коза – дереза. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляют эти образные слова в сознании детей, и они начинают их использовать в своих играх.
Запоминание устного народного творчества (стихов, сказок) оказывает большое влияние на развитие словаря детей, так как именно из них дети узнают об окружающем мире. Так, благодаря загадкам, дети узнают о предметах домашнего обихода (печь, веник, кадка, ведро, об орудиях труда (топор, пила, коса, небесных светилах (солнце, луна, звезды, явлениях природы (радуга, дождь, гром, град). Дети пополняют этими словами активный словарь. При этом не только слова запоминаются, но и усваивается смысл каждого слова. Дети учатся правильно подбирать нужные слова при высказывании. А этому помогают различные песенки, заклички, потешки.
В сказках, закличках используются такие средства выразительности как сравнения, эпитеты, образные слова. Дети легко запоминают их и используют в своей речи, например: «золотое солнышко», «земелюшка добра», «курочка – рябушечка», «светлые березы». Это закладывает основы дальнейшего развития поэтического слова.
Синонимические возможности русского языка исключительно велики. Ознакомление с синонимическим богатством русского языка открывает перед дошкольниками путь к совершенствованию речи, особенно в самостоятельной деятельности.
При ознакомлении с устным народным творчеством ребенок чувствует многообразие значений слова, многообразие оттенков значений. В дальнейшем ребенок будет выбирать наиболее удачное слово или словосочетание для точного и яркого выражения своей мысли.
Большую роль устное народное творчество играет в развитии звуковой культуры речи, так как учит детей правильно четко и отчетливо произносить звуки и слова, переносить эти навыки в обычную разговорную речь. Этому способствуют чистоговорки, скороговорки. Заучивание стихов, потешек, считалок совершенствует речевой слух, вырабатывается правильное речевое дыхание.
Песенки, считалки, дразнилки оказывают влияние на грамматический строй речи: правильное упоминание детьми падежных форм, использование в речи различных форм: глаголов, предлогов, местоимений.
Устное народное творчество оказывает влияние на формирование связной речи. Дети учатся самостоятельно придумывать сказки, стихотворения, используя различные виды предложений, последовательно излагать свои мысли при рассказывании, в беседе со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, устное народное творчество влияет на все стороны развития речи и оказывает влияние на развитие ребенка в целом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий